Генеральный директор ПРАО «Донецксталь» Ильдар Салеев о том, как всего за год компании удалось сформировать свою философию развития, о приоритетных инвестиционных направлениях и успешных проектах, которые «Донецксталь» и предприятия-партнеры реализовали в 2019 году.
– Ильдар Азизюляевич, мы с вами встречаемся в предновогодний период – время итогов и планов. Какими знаковыми событиями запомнился этот год ПРАО «Донецксталь» и предприятиям-партнерам?
– Я думаю, что 2019 год для нас, как для компании, стал годом переосмысления. Мы по-новому стали смотреть на многие вопросы, в том числе по-другому стали формировать свои цели. Наши планы на 2019 год строились больше интуитивно, были определенные сомнения. Сейчас мы точно знаем, что для ПРАО «Донецксталь» и предприятий-партнеров возможно, а на что необходимо больше времени.
Мы многое делали в направлении привлечения персонала. Это логично. Наша стратегия развития, наращивание мощностей и увеличение объемов производства влекут за собой создание новых рабочих мест. Именно здесь было множество сомнений. Сможем ли мы закрыть этот вопрос, не привлекая иностранных подрядчиков? Владеют ли наши специалисты столь же высокой квалификацией, как зарубежные? Но цифры говорят сами за себя. За год мы «выросли» на полторы тысячи человек. Хотя вначале казалось, что это слишком амбициозно.
Мы поставили высокие цели по воплощению ключевых инвестиционных проектов – строительство блоков 11 и 12, реконструкция обогатительной фабрики. Ровно год назад мы говорили, что построить и запустить вентиляционный ствол №3 на блоке 11 сможем к сентябрю 2021 года. Сегодня мы уверенно говорим, что запустим его к концу 2020 года. Мы достаточно «нарастили мышечную массу» для реализации этих проектов. Уверенно смотрим на окончание строительства основных объектов 11-го блока в 2020 году, начали строительство и проходку стволов блока 12. То же самое по реконструкции обогатительной фабрики. Долго пытались понять, что и как. Но в декабре уже заканчиваем первый этап, а это значит, что в 2020-м выполним второй.
Мы иначе взглянули на такие направления долгосрочного развития компании и каждого предприятия-партнера, как персонал, производство, техническая политика, охрана труда и промбезопасность, экология, инфраструктура. По каждому из них выстроилась четкая стратегия развития. Мы понимаем куда и, главное, – как мы идем. Считаю, что это хорошее достижение. Сенека говорил, что когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. «Донецксталь» и предприятия-партнеры знают, куда плывут, и сейчас ловят ветер, который поможет нам быстрее достичь намеченных целей.
– Мы затронули вопрос реализации крупной инвестиционной программы. Какие приоритеты поставлены на 2020 год?
– Наши приоритеты не меняются. Развитие охраны труда и промбезопасности, повышение эффективности производства, его автоматизация и механизация, строительство новых блоков, что позволит выйти на высокий уровень добычи рядового угля – 8,3 миллиона тонн и 4 миллиона тонн концентрата. Инвестиции в социальные проекты, в персонал, его развитие, повышение условий труда. Мы продолжаем идти по этим ключевым направлениям, реализовывать проекты. Какие-то более масштабные, какие-то – менее, но все одинаково важные.
– Один из приоритетов, которые вы обозначили – развитие людей. Почему это важно? Считается, что шахта – это достаточно консервативный бизнес. И в то же время вы говорите о развитии людей.
– Считаю, что на сегодняшний день консервативным нельзя назвать ни один бизнес. Ситуация динамично меняется. То, что вчера казалось невозможным, сегодня становится реальностью. Наша задача – разрушить стереотипы об угольном бизнесе, о подземной добыче. В частности, что это исключительно тяжелый, неквалифицированный, бесперспективный физический труд.
Мы реализуем инновационные проекты по облегчению ручного труда, повышению его безопасности. Для этого нужны квалифицированные современные специалисты на каждой позиции – от рабочего до генерального директора. Нужно идти в ногу со временем, быть готовыми к трансформации, улучшению. Каждому из нас необходимо развиваться. Мы одна команда и все стремимся к одному – достижению высоких результатов. Развитие и получение новых навыков, знаний, применение новых практик, изучение нового опыта – это те рельсы, на которые мы становимся и по которым необходимо двигаться в будущее и реализовывать наши стратегические планы.
– Можно сказать, что «Донецксталь» и предприятия-партнеры перезагружают угольную отрасль? Мы видим, как вокруг закрываются шахты, наблюдаем кризис в угольной отрасли, а вы говорите о перспективах и о том, что нужно вкладывать в людей, в производство.
– Мне на такие вопросы сложно отвечать, потому что они требуют, чтобы я говорил за коллег по отрасли, оценивал наши действия. А хотелось бы, чтобы это исходило все же от внешнего окружения. Но я могу с уверенностью сказать: то, что делаем мы, на сегодняшний день мало кто делает в отрасли не только в Украине, но и за ее пределами. Я часто общаюсь с коллегами из Польши, Казахстана, Америки, других стран. Они с большим уважением относятся к тому, что мы делаем. Да, мы делаем много нового, зачастую идем против общих трендов. Но, я думаю, если бы все шли по трендам и по общепринятому пути, у нас бы до сих пор не было айфона, Теслы, целого ряда прорывных технологий, направлений, которые появились благодаря тому, что люди не смотрели на тренды, а просто шли по выбранному направлению, не останавливались, совершенствовались. Мы видим потребность в нашем угле, видим, что наши клиенты-металлурги будут развиваться, видим возможность эффективной угледобычи.
– Весной этого года в фокусе оказалась активная социальная политика ПРАО «Донецксталь» и предприятий-партнеров, одним из основных направлений которой стало партнерство с городскими советами и общественными организациями для повышения качества жизни городов присутствия. Почему развитие этой территории столь важно? Зачем это бизнесу? Ведь эти средства можно было вложить в производство.
– Мы никогда не стояли в стороне от социальных вопросов. В этом году мы перезагрузили формат нашей социальной деятельности, сделав ее более системной. Это касается и социальных аспектов, которым необходимо уделить внимание с тем, чтобы улучшить социальный климат непосредственно на наших предприятиях. А с точки зрения региона – развивать территорию ведения нашего бизнеса. Мы пытаемся вовлечь людей, городские громады, чтобы действительно сконцентрироваться на болевых точках, реализовать значимые и важные для жителей проекты, повысить привлекательность и уровень жизни в регионе. Зачем это нам? Затем что мы в этом регионе надолго. Мы не рассматриваем свой бизнес на несколько лет. Мы рассматриваем его на десятилетия. Хотим, чтобы люди, которые работают на наших предприятиях, видели перспективу не только с точки зрения профессионального и материального благополучия, но и в плане места проживания, были спокойны за семью, детей, их будущее. Чтобы было время и место для проведения досуга, занятий спортом, развития. Поэтому мы заинтересованы, чтобы регион развивался. Социальная политика для нас – это долгосрочный проект.
– В этом году на предприятиях стартовала программа «Рабочий быт». Это точечная или системная программа? Она будет продолжаться дальше?
– Программа будет продолжаться не один год. В 2019 году мы реализовали достаточно много проектов и закрыли основные вопросы – новый АБК для Шахтостроительной компании, капитальный ремонт АБК на Свято-Ильинском машзаводе, в АП «Укрстрой», на ШУ «ПОКРОВСКОЕ». В последующем это может носить не такой масштабный характер, потому что большинство вопросов мы уже закрыли в 2018-2019 годах.
– Какие ваши ощущения от города? Ощущения, когда вы видите – проблемы решаются, но они все равно еще есть. Это раздрайв, вызов, это решение или рутина?
– Знаете, наличие любой проблемы – это и наличие определенной возможности. Если мы четко понимаем проблему, то мы уже далеко продвинулись в улучшении своего бизнеса. Поэтому, чем больше мы будем находить, я бы назвал не проблем, а зон для улучшений, тем быстрее мы будем в своем развитии и трансформации.
Китайское слово, означающее «кризис», состоит из двух иероглифов – «опасность» и «возможность». Поэтому если есть вопросы для решения, значит, мы идем по пути развития и продвижения в перспективу. Если же таких вопросов нет, значит, мы остановились или идем куда-то по нисходящей.
Что я чувствую в Покровске? Город живет насыщенной жизнью и меняется. Город открыт всему новому, и его жители, в том числе сотрудники наших предприятий-партнеров и их семьи, готовы его изменять вместе! Чтобы с каждым днем Покровск становился еще лучше и еще комфортнее для всех его жителей. Чтобы будущие поколения еще больше гордились своим родным городом, заботились о его развитии и процветании.
– Что в 2020 году вы хотели бы пожелать нашим читателям?
– В первую очередь, объединяться, не бояться перемен и стремиться к развитию, изменениям, улучшениям. Не надеяться на что-то извне, а самим генерировать изменения. Хороших идей, хороших реализованных проектов, чувства гордости у нас самих и наших семей за ту работу, которую выполняем. Чтобы это чувство было подкреплено простым человеческим счастьем – семейным благополучием и уверенностью в завтрашнем дне для себя и своих детей.
Источник: газета «Монолит»