Предстоящее закрытие шахт – наиболее обсуждаемая тема в нашем шахтерском Донбассе. Работа для тысяч людей, жизнь их семей, инфраструктура – все это десятилетиями было подчинено угольной отрасли. И сейчас перспектива остаться без шахт, в прямом смысле – кормилиц целых городов, означает гибель всего региона.
Один из самых депрессивных городов Донбасса – Селидово. За последние годы численность населения здесь сильно уменьшилась. Многие предприниматели прекратили свой бизнес, поэтому найти работу в городе крайне трудно. Это подтверждают местные жители.
«В нашем городе нет рабочих мест вообще. Поэтому нужно, чтобы шахты работали. Многие люди работают в других городах, например, в соседнем Покровске, или в бюджетных организациях. Я и сама ищу работу».
«У нас в Селидово очень мало мест, где можно работать: больница, амбулатория, магазины, рынок – и государственное предприятие «Селидовуголь».
«От шахт все зависит – на них наш город и держится».
В Селидово – четыре шахты, все государственные. Из-за тотального дефицит средств добыча угля здесь ведется по принципу: не благодаря, а вопреки.
«Не получая бюджетного финансирования, очень тяжело развивать угольную промышленность», – говорит и.о. генерального директора ГП «Селидовуголь» Сергей Кобыляцкий.
Как следствие – постоянные протесты горняков из-за долгов по зарплате.
Как и все государственные угольные предприятия, «Селидовуголь» имеет бюджетную дотацию на себестоимость. Из нее и выплачивают зарплату подземным рабочим. Годами это происходит с задержками.
Несмотря на сложности, шахты выдают на-гора уголь, который дает жизнь украинской энергетической отрасли. Вместе с тем «Селидовуголь» – градообразующее предприятие, которое дает жизнь всему городу.
«Для любого города шахтная отрасль – это огромное подспорье: и в трудоустройстве жителей, и в уплате налогов», – говорит секретарь Селидовского городского совета Руслан Суков.
В городе – только два учебных заведения послешкольного образования. И учат там только горным специальностям.
Заместитель директора Селидовского горного техникума Леонид Осипов говорит: «Наше заведение, можно сказать, является градообразующим, как и предприятия горной отрасли».
Если шахту закроют – надо закрывать техникум и профтехлицей. И в городе практически ничего не останется.
О программе трансформации угольных регионов, которую разрабатывает правительство, в Селидово слышали. Но не знают, какую предложат альтернативу и как чиновники планируют создавать новые экономические стимулы.
В ГП «Селидовуголь» работает 6 тысяч человек. А запасов угля у предприятия – около полумиллиарда тонн, что могло бы обеспечить работой горняков на 100 лет вперед.
«Посчитайте всех пенсионеров, всех, кто работает на этих предприятиях, плюс регрессники, плюс те, кто получает бытовое топливо, – говорит руководитель «Селидовугля» Сергей Кобыляцкий. – Я считаю, что угольные предприятия нельзя закрывать. Они были, есть и должны работать».