В наши дни, когда рынок заполонили усилители вкуса, пищевые добавки и генетически модифицированные продукты, настоящим чудом - исключительно натуральным и неповторимым - является мед. Только вот с каждым годом цена на него растет, вкус меняется, а объемы производства в Украине, которая всегда занимала лидирующие позиции по качеству и экспорту продукта, уменьшаются.

По словам председателя Донецкого областного союза пчеловодов Галины Козаченко, в последние годы пчеловодство переживает тяжелые времена, и причин для этого много: неблагоприятные погодные условия весной, небрежное использование фермерами земли и большой урожай рапса на полях, залитых химикатами.

«В этом году на полях насадили рапса – технического растения, из которого делают солярку, бензин, – объясняет Галина Александровна. – Его обрабатывают 6 раз осенью и еще несколько раз весной. Поэтому весной отравилось много пчел, и они были больны – дождик проходил, травка цвела, но пчелы не опыляли. И вот только сейчас по пасеке видно, что они вышли работать, обновилась семья, пошел расплод. И сами мы эту проблему не решим – нужна помощь фермеров. Если в этом году хорошо залить поле, то в следующем посади там хоть подсолнух, хоть гречку – пчела туда не пойдет».

В связи с нестабильностью в стране, боясь больших налогов, много пчеловодов не регистрируют свои пасеки, а украинский мед теряет позиции на мировом рынке. Лишь недавно министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко добился выплаты пчеловодам дотации по 200 гривен за каждую пчелиную семью.

«В других странах пчеловод получает первую прибыль за то, что он опыляет поля, поэтому там пасеки регистрируются, - продолжает Галина Козаченко. – К своему стыду, я, являясь председателем областного союза пасечников, даже не знаю, сколько у нас пчеловодов, потому что мы не регистрируемся – боимся, что поднимут налоги. Но для получения дотаций регистрация обязательна».

Галина Александровна занимается пчеловодством около 20 лет и признается, что содержать пасеки в настоящее время невыгодно, но из-за любви к пчелам и понимания важности медового продукта занятие это она не бросает.

Показывая полупустую рамку, пчеловод отмечает, что мед пасечники собирают после полного заполнения сот. И в этом году никто из ее коллег по пчеловодству полноценно мед еще не качал, лишь подкачивал для собственных нужд. Также весной впервые за много лет не было самого нежного и ценного – майского меда, и будет ли в следующем – неизвестно.

Ожидаемая цена меда в этом году – 150 гривен за литр, что на 50% больше прошлогодней. Перекупщики же предлагают пчеловодам сдать мед по 25 гривен за литр, что не покроет и половины вложенных в него средств. При этом объемы производимой пчелами продукции уменьшаются с каждым годом.

«У меня несколько пасек в разных местах. В 2016 году я качала 7 тонн меда, в 2017-м было уже 4,5 тонны, и с каждым годом все меньше и меньше. Что будет в этом году – не знаю,  говорит Галина Козаченко.  Очень много затрат – рамки, вощина, специальные препараты, солярка на постоянные поездки, свою работу мы даже не учитываем. В этом году мы будем в убытке, но будем счастливы, если пчелы в зиму принесут столько меда, чтобы не пришлось их подкармливать».